26 августа 2006                                                                                                                            "Тверская Жизнь"


Куда течет «Волга»?

На заре новой эпохи

Когда пятнадцать лет назад не стало советской империи, Тверь разом лишилась двух команд, которые на протяжении четырех десятков лет составляли гордость и славу местных болельщиков. Покинула город легендарная хоккейная команда СКА МВО. «Химволокно» отказалось от содержания не менее легендарной футбольной «Волги». Но не успел болельщик и ахнуть, как на смену «любителям» пришли «профессионалы». Предприимчивые постперестроечные кооператоры попытались сделать деньги и на спорте. Ничейную «Волгу» подхватил председатель объединения кооперативов «Трион» Александр Буренков. И команда под гибридным названием «Трион-Волга» была выпущена кормиться на «западные» поля первого дивизиона российского первенства. Но попытки заниматься коммерческой деятельностью на спорте тогда закончились безуспешно. В 1995-м «Трион-Волга» прекратил свое существование.

В следующем году был образован новый футбольный клуб «Волга», в состав учредителей которого вошли администрации области и города и совхоз 50 лет Октября. Так футбол перестал быть забавой тверских «новых русских», стал делом государственным. И цель создания профессионального клуба звучала благородно: возрождение тверского футбола.

Желаемое и действительное

В смутные времена финансовых пирамид и клонирующихся банков поддержка областного и муниципального бюджетов оказалась единственной гарантией выживания тверских профессиональных клубов. Но город, запутавшийся в энергетических и коммунальных долгах, все дальше отдалялся от спорта, перекладывая все заботы по содержанию команд на плечи «старшего брата». Дотационный же регион не мог платить по всем счетам. В условиях скромного финансирования клубы не ставили перед собой серьезных задач – боролись за выживание. При этом амбициозные планы руководства «Волги» завели команду далеко от поставленной цели. Президент футбольного клуба Павел Баранов продолжал по традиции, доставшейся ему от советских и «трионских» времен, приглашать в команды высокооплачиваемых легионеров. А тут грянул дефолт.

В новых экономических условиях Баранов не смог избежать банкротства и потери клубом профессионального статуса. В 1999 году «Волга» лишилась прописки во втором дивизионе. Пожалуй, благополучнее всех из мутной воды конца девяностых выплыл муниципальный футбольный клуб из Вышнего Волочка. С 1991 года выступая на профессиональном уровне, «Волочанин» медленно, но верно поднимался вверх по турнирной таблице. Мэру тверской Венеции и одновременно президенту клуба Марку Хасаинову удалось постепенно создать крепкую футбольную инфраструктуру, детскую футбольную школу, два стадиона, отвечающих требованиям ПФЛ, консолидировать в финансировании команды средства муниципалитета, бизнеса и областного бюджета.

Неудавшийся эксперимент

В то время как «Волга» на отпущенные ей крохи со стола учредителей, городской и областной власти, предпринимала вялые попытки добиться результата в любительском первенстве, на футбольном поле Верхневолжья в 2001 году появились два новых игрока – БСК и «Ратмир».

БСК – клуб, за которым стояли деньги крупнейшей инвестиционно-строительной фирмы России – «Балтийской строительной компании». Инициатором создания нового футбольного клуба в шеститысячном поселке и его президентом стал генеральный директор базирующегося в Спирове «БСК-Строймеханизация» (одного из подразделений этой компании) Евгений Новоселов. «Ратмир» также был создан на средства частной тверской компании с одноименным названием по инициативе ее генерального директора Игоря Сердюка. Но возможности у него были значительно скромнее.

Два предпринимателя не скрывали своего желания создать профессиональные клубы. Однако в претворении своей мечты в жизнь пошли совершенно разными дорогами.

Сердюк под обещание более выгодных условий переманил под знамена «Ратмира» практически весь состав «Волги».

Новоселов сформировал команду в основном из питерских футболистов во главе с питерско-великолукским тренером Владимиром Косоговым. Но одновременно с этим начал создавать и футбольную инфраструктуру. Отремонтировал стадион, построил здание спортивной футбольной школы с интернатом для проживания ребят из других городов и поселков, начал строить и первое в области искусственное поле.

Сердюк новой базы и спортивной школы создавать не стал. Зачем, если все это в Твери уже было, пусть и в плачевном состоянии. В итоге, когда «Ратмир» через два года все-таки выиграл первенство «Золотого кольца» и получил право на прохождение лицензирования в качестве нелюбительского клуба, путевку в профессиональный дивизион клуб так и не получил. Причина – отсутствие стадиона, отвечающего требованиям Профессиональной футбольной лиги. Оставаться играть в «Золотом кольце» Сердюк больше не захотел или не смог. В итоге – слияние с клубом Марка Хасаинова. Так в Вышнем Волочке появился «Волочанин-Ратмир», получивший вскоре статус областной команды.

БСК свою задачу выхода в профессионалы решил уже в первом сезоне. На второй год занял седьмое место в зоне «Запад» второго дивизиона – поднялся выше старожила «Волочанина».

Но на следующий год у «БСК-Строймеханизация» начались проблемы с подрядами. Еще через год компания стала практически банкротом. И по окончании сезона-2004 ФК БСК приказал долго жить. Главный тренер Игорь Королев и ряд футболистов перешли на работу в «Волочанин-Ратмир». Сегодня о славных футбольных временах в Спирове напоминает лишь солидная футбольная инфраструктура, которая начала работать и приносить свои плоды. За краткий срок существования в Спирове футбольного клуба и детско-юношеской футбольной школы подростковая преступность в поселке была практически сведена на нет. Спировские детские команды наконец-то стали побеждать у своих сверстников из Твери, Волочка и команд из других областей России.

Но в итоге и эти два эксперимента по строительству футбольных клубов на основе внебюджетных источников финансирования закончились одинаково – провалом.

Новые критерии

Чем ближе к губернаторским выборам 2003 года, тем больше бюджетных денег вливалось в профессиональные команды. Пик «господдержки» как раз и пришелся на выборный год, когда на ТХК было заложено 12 млн. рублей, на «Волочанин-Ратмир» – 8 млн., на «Тверичанку» – 5 млн. и примерно столько же на двоих поделили БСК и «Волга». В общем спортивном бюджете области на финансирование профессионального спорта приходилось 2/3 и 1/3 отпускалась на развитие детского, массового спорта и спорта высших достижений. При этом никаких задач перед клубами по-прежнему не ставилось, никем не вспоминалась и та благородная цель, с которой эти клубы когда-то создавались (развивать тверской хоккей/футбол/баскетбол, команды местных воспитанников). При этом ничем не подкрепленный дефицит областного бюджета вырос до астрономических размеров.

В итоге недолгое финансовое благополучие профессиональных клубов к 2004 году лопнуло как мыльный пузырь. Больше того, администрацией области, во главе которой стал один из самых успешных российских менеджеров – Дмитрий Зеленин, была озвучена новая позиция по отношению к профессиональным спортивным клубам. Кратко ее можно сформулировать так: областная власть больше не собирается быть «дойной коровой» для игровых профессиональных команд. Области нужны только такие клубы, которые в целом развивают свой вид спорта в регионе, само по себе существование команд мастеров – не самоцель.

Впервые в истории были озвучены критерии, согласно которым будут расставляться приоритеты в бюджетном финансировании. Таких критериев всего шесть. Это динамика результатов, средняя посещаемость зрителей на домашних матчах, удельный вес своих игроков в составе команды, взаимодействие с ДЮСШ или СДЮШОР, удельный вес внебюджетных средств и удельный вес средств из бюджета клуба, которые расходуются на развитие материально-технической базы.

Как оказалось, в наибольшей мере этим критериям отвечали как раз футбольные клубы «Волга» и «Волочанин-Ратмир».

Из любителей в флагманы

С приходом к руководству тверским клубом в качестве президента Евгения Яковлева «Волга» в сезоне 2003 года решила задачу возвращения в Профессиональную лигу и вернула на трибуны болельщиков. В это же время был создан фонд поддержки ФК «Волга» и развития тверского спорта, который возглавил Станислав Савенков. Участие в фонде принял целый ряд успешных тверских предпринимателей, неравнодушных к судьбе легендарной команды. Поддержка фонда оказалась как нельзя кстати. В итоге в дебютном для себя (после возвращения в ПФЛ) сезоне в зоне «Запад» второго дивизиона «Волга» с ходу заняла третье место.

Но к следующему сезону Яковлев оставил свой пост, и «Волга», как корабль без капитана, сбилась с курса. Смена тренеров, игроков, отсутствие каких-либо задач, кроме сохранения места в профессиональном футболе, – в итоге прошлый сезон запомнился как черная полоса… До момента прихода в команду Владимира Пузанова. Опытный сибирский тренер сделал, казалось бы, невозможное: болельщики «Волги» во втором круге вновь увидели КОМАНДУ на поле, а не сброд разнородных игроков, забывших о футболе. Но «черный след» «мертвого сезона-2005» дотянулся и до следующего года: в межсезонье Владимир Пузанов скоропостижно ушел из жизни.

Все пришлось начинать практически с нуля, с новым президентом – Станиславом Савенковым, с новым главным тренером – Сергеем Завальнюком и с новыми игроками. Впервые в истории непосредственно в штаб «Волги» вошел в качестве вице-президента представитель администрации области советник губернатора Андрей Иванов.

Действительно, не нужно изобретать велосипед. В других более благополучных в спортивном плане регионах России давно отработаны схемы, позволяющие достойно финансировать профессиональные клубы в самых непростых экономических условиях. Разнятся вариации. Где-то, как в Казани, выбирают флагман – «Ак Барс». В Самаре предпочитают держать на плаву девять клубов, не позволяя им спускаться ниже законодателей мод в первых лигах. И любые формы существования клубов – будь то ЗАО или некоммерческое партнерство, ООО или автономный фонд – немыслимы без участия частного капитала, который получает за это поддержку от местных властей.

Администрация Верхневолжья избрала один из этих вариантов. «Волга», как в 1950 – 1980-е, опять была объявлена флагманом тверского спорта. И перед началом нынешнего сезона перед командой были поставлены довольно серьезные задачи, во-первых, войти в тройку призеров зоны «Запад», а во-вторых, стать тем самым «локомотивом», который потянет за собой развитие всего областного футбола, начиная с самого массового – детского и любительского. Под эти цели был сформирован и соответствующий бюджет клуба в размере 20 миллионов рублей – абсолютный рекорд в российской истории «Волги». При этом из пяти учредителей – комитета по физической культуре и спорту Тверской области, департамента образования администрации области, управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери, «Объединенной дирекции стадионов» и фонда поддержки «Волги» и развития тверского спорта – основную нагрузку на себя взял именно областной бюджет. В частности, в 2006 году администрация области запланировала выделить непосредственно клубу 9 миллионов рублей + футбольной СДЮСШОР, которую обязан иметь каждый нелюбительский клуб, еще 3 миллиона + расходы по содержанию тренировочной базы в Эммаусе. Еще 7 миллионов для «Волги» в свой бюджет заложила администрация города Твери. Наконец, остальные 4 миллиона решено было привлечь за счет внебюджетных источников. Администрация области способствовала и в этом вопросе. В сезоне-2006 у «Волги» появился серьезный генеральный спонсор – компания «Мегафон».

Насколько эффективно будут реализованы эти средства, покажет время. Цыплят, как говорится, по осени считают. Но по крайней мере одно из достижений уже и сейчас налицо. Со старта сезона и до сегодняшнего дня «Волга» находится в лидирующей группе зоны «Запад».

Андрей БОРИСОВ



 Неофициальный сайт ФК "Волга" (Тверь)
 
 
 
 
 

Hosted by uCoz